Памятка для родителей
Что должно беспокоить родителей в ребёнке к 4 годам:
- Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
- Резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные истерики;
- Чрезмерная медлительность, вялость,
- Трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие потребности в общении
- Плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.)
- Тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые однотипные движения, грызение ногтей
- Заикание
- Задержка в речевом развитии
Кризис 3-х лет
Памятка для родителей
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении вы сможете смириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ни чем.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,и здесь вам помогут фантазия и юмор.
Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с Вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаем Вам несколько советов,
как наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
Ø Скажите ребёнку уверенным доброжелательным тоном, что Вам пора идти;
Ø Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь;
Ø Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему со словами типа: «Я вижу, у вас сегодня будет интересно»
Ø Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны;
Ø Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Ø Придумайте несколько разных способов прощания, ему легче будет отпускать Вас.
Вы обязательно заметите уже через несколько дней,
как снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребёнком.
Сайты для родителей: